Научить, не запрещая

 

Почему запреты и ограничения подчас не способны удержать подростков от курения или употребления алкоголя?
Психология запрета

С точки зрения психологов, частица «не» сознанием человека не воспринимается. Есть даже расхожее мнение, что всерьез заинтересовать другого человека очень легко, если попытаться его от чего-то отговорить.

Психологи часто шутят, что лучший способ вывести человека из равновесия – сказать ему: «Вы только не волнуйтесь, не переживайте!». Человек сразу задумывается о поводе, по которому ему предлагают не волноваться, и тут же начинает нервничать.

Примерно так же работает знаменитая психологическая ловушка, которая условно называется «не думать о кошке». Человеку дается задание пару минут не думать о кошках. И это задание оказывается невыполнимым, поскольку, как только человек пытается о чем-то не думать, его мысли автоматически возвращаются к запрещенной теме.

То же самое происходит и при упоминании психоактивных веществ. Настойчивые уговоры «даже не думать об этой гадости» заставляют задумываться о том, что предлагают забыть. И вызывают повышенный интерес к предмету.
Сплошные противоречия

С одной стороны, дети и подростки получают от родителей и общества мощный посыл: «Наркотики – это смерть! Алкоголь – яд!»

С другой, они постоянно видят происходящее буквально на расстоянии вытянутой руки. Дома родители обсуждают, сколько алкоголя брать на праздник, на остановке автобуса девушка пьет коктейль из баночки, старшеклассники из их школы сразу после уроков покупают в ларьке пиво.

И ребенок просто не понимает, почему ему нельзя делать все то же, что совершают значимые для него фигуры.

Когда подростку начинают ставить запреты, родители невольно усиливают желание убедиться и проверить, что же на самом деле собой представляет запрещенное взрослыми вещество.

Это тоже распространенный психологический механизм. Его простейший пример – непреодолимое желание потрогать пальцем дверь с надписью «Осторожно – окрашено».

Люди часто проверяют запретное и получают бесценный опыт. Но опасность психоактивных веществ в том, что помимо обычного опыта они создают иллюзию решения каких-то проблем или просто ранее незнакомое чувство эйфории.

Все плохое, что раньше говорили про алкоголь и другие стимуляторы, сразу представляется неправдой. А те, кто отговаривал от употребления алкоголя и наркотиков, немедленно теряют для подростка свою значимость.
Что запрещаете?

Карательный метод воспитания тоже вызывает повышенный интерес к запретным вещам. Нередко срабатывает и подростковый нигилизм: «Мне говорят «нельзя», а я назло буду делать».

Кроме того, причина скандала подростку просто непонятна. Он не может заметить признаки заботы о его здоровье и судьбе в агрессивной ругани или лишении карманных денег.

Ребенку удается понять только то, что маме или папе лично не нравится, что он, например, курит. И что его лишают не только удовольствия от выкуренной сигареты, но и всех остальных удовольствий именно из-за личного неприятия, а не в качестве наказания за неправильные поступки.

Как правило, разъяснительные беседы о вреде наркотиков или алкоголя происходят в тех семьях, где уже есть негативный пример потребления психоактивных веществ: «Ты только не пей, чтобы не быть, как папа. Посмотри, как мы с ним мучаемся!»

Но подросток понимает только, что вся беда не от вещества, а от папы, который это вещество принимает. Ведь в юном возрасте к более глубоким умозаключениям человек не способен.
Другая реальность в качестве профилактики

В результате лучшая профилактика употребления психоактивных веществ – это здоровая и интересная жизнь. Ребенок, у которого в жизни происходит множество увлекательных событий, попробовав сигарету или пиво, вряд ли сделает выбор в их пользу. Его обычные эмоции и жизнь гораздо интереснее мимолетного «кайфа».

Например, подросток, всерьез занимающийся спортом, прекрасно понимает, что психоактивные вещества могут лишить его спортивной карьеры. Тем более, что молодой здоровый организм тут же включит защитные механизмы от токсических веществ – тошноту, слабость, головную боль.

К тому же погруженность в сложные занятия вроде музыки или спорта помогает выработать самодисциплину и учит ребенка самостоятельно решать свои проблемы, не полагаясь на иллюзию, предоставляемую алкоголем или наркотиками. Но для того, чтобы он нашел по-настоящему интересное дело в жизни, ребенку необходимы поддержка родителей и их положительный пример.

Дети, получающие помощь родителей в поисках себя, вырастают целеустремленными людьми, которых вряд ли заинтересует убийство времени при помощи алкоголя или перекуры за углом.

У увлеченных людей, ведущих здоровый образ жизни, другой и круг общения. Ребенок видит пример того, какой интересной и разнообразной может быть взрослая жизнь без алкоголя или сигарет.

Понятно, что выбор остается за самим подростком. Но когда у него перед глазами не только пример дворовой компании, сидящей с пивом на лавочке, чаще выбор совершается не в пользу психоактивных веществ.

(Источник публикации — сайт Здоровая Россия)